Чай в пакетиках можно смело назвать одним из великих изобретений ХХ века, которое сильно облегчило жизнь любителям напитка. Мало кто теперь представляет свой день без удобного ноу-хау. Первыми приспособлениями для заваривания считались так называемые чайные шары, или перфорированные контейнеры из металла, которые гурманы заполняли чайными листами и погружали в кипяток, а потом вытаскивали их из воды при помощи прикрепленной к ним цепочки. По сути дела, это и был прототип пакетированного чая.
Случайное изобретение Томаса Салливана
Чай в пакетиках появился на свет в Америке в начале ХХ века. Штаты всегда славились изобретениями всяческих трудосберегающих устройств. Однако в этом случае все получилось абсолютно случайно. Коммерсант Томас Салливан весьма успешно занимался торговлей чая в Нью-Йорке. Однажды он решил преподнести постоянным клиентам подарок в виде так называемых пробников чая в маленьких шнурованных мешочках из китайского шелка. К слову, большая часть клиентов Салливана были рестораторы. Получив подарки, они почему-то решили, что мешочки с чаем нужно класть прямо в заварочный чайник. К своему удивлению, клиенты увидели в новом способе приготовления чая массу плюсов – можно было экономить время, и вкус чая при этом сохранялся. Вскоре владельцы ресторанов попросили Салливана присылать им исключительно чай в пакетиках. Тем более спрос на такое новшество был огромен. Изобретатель смекнул, что это хороший бизнес и стал изготавливать пакетики для заваривания чая в промышленных масштабах. Однако надо было что-то решить с материалом для фасовки. Для этих целей идеально подошла самая обыкновенная марля. Так на свет появился пакетированный чай.
В 1920-е годы появились бумажные пакетики для заваривания чая разного размера: маленькие – для чашек, большие – для чайников. Веревочка с декоративной биркой на конце, в отличие от других составляющих изобретения, изменений не претерпела. В 1929 году в Штатах специалисты разработали новый образец чая в пакетиках на основе манильской пеньки. В тот же период произошла модернизация производства, таким образом, благодаря инновационным технологиям, изготовление пакетированного чая было поставлено на поток. Интересный факт: поскольку клей в производстве пакетиков для заваривания чая ни в коем случае не применяется, роль его выполняла обычная нитяная строчка или металлическая скоба, а позже на смену им пришла техника термоспайки. Со временем манильскую пеньку заменили более доступным аналогом – фильтровальной бумагой.
Поначалу консервативные англичане, кроме того, еще и разбирающиеся в чае лучше американцев, скептически отнеслись к новшеству. Однако положение пакетиков для заваривания чая и отношение к ним изменили солдаты Великобритании во время Второй мировой войны. Именно они в целях экономии времени на фронте стали широко употреблять пакетированный чай. А после войны чай в пакетиках был представлен общественности английской компанией Tetley. Кстати, и сегодня фирма считается вторым в мире производителем и дистрибьютором пакетиков для заваривания чая.
Виды чая в пакетиках
Несмотря на постоянные поиски оптимального материала для изготовления пакетиков для заваривания чая и постоянные усовершенствования формы, главные разновидности пакетика сохранились по сей день. Большинство чайных компанией производят чай в пакетиках (или фильтр-пакетах) прямоугольной, круглой или квадратной формы. Именно такой пакетированный чай полюбили гурманы всего мира. Несмотря на некоторые неудобства в использовании (многие версии напитка выпускались без веревки), самым популярным форматом среди гурманов остается прямоугольный пакетик для заваривания чая с клапаном на одной стороне. На самом клапане при помощи термоспайки или металлической скобы закреплена веревочка с небольшим ярлыком, на котором изображен логотип производителя пакетированного чая. На основе вышеупомянутого пакетика появилась идея выпустить более эргономичную упаковку – двухкамерный пакетик для заваривания чая. Принято считать, что в данном случае процесс приготовления напитка идет эффективнее и быстрее.
Еще к довольно необычному, но удачному виду чая в пакетиках относится чай в пакетиках-пирамидках. Внутри такой упаковки во время заваривания появляется большое пространство, в котором свободно перемещаются крупные чаинки. Чай в пакетиках-пирамидках позиционируется выше обычных пакетированных вариантах напитка, так как в «пирамидных» версиях используются крупнолистовое сырье и натуральные ароматизаторы – кусочки сушеных фруктов, например. В последнее время чай в пакетиках-пирамидках производится не только из фильтровальной бумаги, но и современных полимерных материалов, хорошо пропускающих воду, не изменяющих вкус и аромат напитка и обладающих высокой эстетичностью благодаря большой прозрачности.
Еще один вид чая в пакетиках – дизайнерский – может похвастаться оригинальной и весьма необычной формой. Подобные дизайнерские решения дорого стоят, однако никакой практической ценности они не несут – чай в них обычно самый обычный, ведь все внимание уделяется форме, а не содержанию. Это всего лишь эксклюзивный сувенир от какого-нибудь «чайного кутюрье».
Плюсы и минусы чая в пакетиках
Несомненно, к плюсам пакетированного чая относится простота его заваривания в любых условиях. Чтобы насладиться горячим напитком, достаточно иметь под рукой чашку или кружку или даже бумажный или пластиковый стаканчик и кипяток. Еще одним положительным моментом пакетиков для заваривания чая является получение чистого настоя благодаря качественной фильтрации. Кроме того, Вы в любое время можете убрать использованную заварку из чашки, так как заварка – это и есть чай в пакетике. Помимо всего прочего, Вы можете самостоятельно регулировать крепость заваривания. И еще один интересный факт: поскольку в качестве сырья пакетированного чая используют мелко нарезанные чайные листья и крошку, то для получения полноценного отвара можно взять не очень горячую воду. Более того, пакетики для заваривания чая выдадут высококачественный напиток и при комнатной температуре за 15-20 минут.
Однако, чего греха таить, даже с такими преимуществами чаю в пакетиках далеко до элитности. До сих пор «чайный бомонд» относится к такому напитку с легким пренебрежением, считая это признаком довольно низкой чайной культуры. Кроме того, недобросовестные производители, пользуясь непрозрачностью разового пакета-фильтра, зачастую используют сырье низкого качества. Поэтому гурманы всегда покупают чай в пакетиках у проверенных производителей, чтобы избежать разочарований. К минусам относится и относительная дороговизна продукта. Дело в том, что, несмотря на использование доступных разновидностей чая, себестоимость чашки отвара все равно получается выше, нежели при заваривании рассыпного варианта, так как стоимость чая в пакетиках складывается из индивидуальной упаковки и цены на само сырье.
Раньше гурманы в один голос заявляли, что материал пакетика для заваривания чая придает напитку специфический вкус. Однако сегодня полимерная упаковка и фильтровальная бумага лишены такого недостатка, по крайней мере, среди качественных производителей.
Еще одна проблема пакетированного чая заключается в высоком уровне взаимодействия чая с воздухом, из-за чего уменьшается срок хранения сырья и снижается качество настоя (аромат не так ярко выражен). По этой причине лучше всего выбирать продукт, где каждый пакетик для заваривания чая помещен в отдельную упаковку (конверт), которая защищает его от контакта со светом и воздухом.
Однако, к великой радости гурманов, ситуация с качеством чая в пакетиках в последние годы заметно улучшилась. Любителям напитка невыгодно покупать низкопробные продукты, а производителям невыгодно выпускать низкопробную продукцию. И те, и другие понимают, что лучше немного переплатить за качество. А если кто-то поддался минутной слабости и приобрел чайную пыль в пакете, то пусть винит в этом только себя. Сегодня велик выбор высококачественного чая в пакетиках, бери – не хочу! Как говорится, было бы желание, а способ найдется! Приятного чаепития!